"Ну и как там?" – спросили туриста, вернувшегося после экскурсии в
Ангкор. Он задумался, а потом ответил: "Рассказывать бесполезно, это
нужно видеть."
Пусть прозвучит банально, но он прав. Нет, можно привести множество цифр, дат, имен, исторических фактов, тем не менее, это не идет ни в какое сравнение с теми ощущениями, которые возникают, когда ты видишь всё это воочию.
Я уже говорил, что возможность посетить Ангкор стала решающим аргументом в пользу нашей поездки в Таиланд. И я был немало удивлен, когда вдруг оказалось, что половина моих друзей и знакомых ничего не слышали о нем. Поэтому, хоть я и хотел ограничиться показом фотографий, необходимый минимум информации всё же приведу.
В сети об Ангкоре можно найти огромное количество публикаций, как энциклопедического плана, или претендующих на этот статус, так и рассказов счастливцев, побывавших там. Самое замечательное то, что знакомясь с ними, обнаруживается куча противоречий. Поэтому версию можно выбрать любую или состряпать свою. Причина такой ситуации, как мне кажется, кроется в том, что говоря про Ангкор, смешивают разные значения этого термина.
Итак:
Войны и разграбление Ангкора вошло в традицию у средневековых государств Индокитая. Особенно преуспели в этом деле соседи-сиамцы. И память об этом глубоко запала в народную кхмерскую душу, выражаясь в чувстве глубокой неприязни. Преемником средневекового Сиама стал современный Таиланд, который и унаследовал это глубокое народное чувство Камбоджи. Неудивительно поэтому, что когда наш камбоджийский гид касался таиландской темы, речь его становилась очень эмоциональной, мало разборчивой и постепенно он вообще переходи на древнекхмерский язык, на котором утверждал, что современным экономическим расцветом Таиланд обязан вывезенным из Ангкора ценностям.
Кстати, последний конфликт между Таиландом и Камбоджой с применением вооруженный сил происходил с 2008 по 2011 год. Объектом конфликта стал приграничный храмовый комплекс Прэахвихеа, а затем спор распространился и на другие приграничные храмы. Можно говорить о войне за обладание духовными святынями, однако…
По оценкам некоторых специалистов, храмовый комплекс Прэахвихеа может стать «вторым Ангкором» в рамках туриндустрии. А туризм и связанные с ним сегменты экономики стали вторым после доходов от экспорта текстиля источником валютных поступлений, и составляет до 40% ВВП Камбоджи. Конфликт был остановлен решением ООН, оставившем спорные территории за Камбоджой.
Но вернемся в Ангкор. В 1431 году кхмеры в очередной раз отвоевали Ангкор у сиамцев, но восстанавливать уже не стали, а перенесли столицу в Пномпень. Есть разные версии такого решения. Одна из них – истощение каменоломен, где добывали латерит, основной строительный материал, который применялся при возведении храмов Ангкора. По другой версии, в результате стремления правителей кхмерской империи перещеголять своих предшественников в грандиозности храмового строительства, был нарушен баланс в распределении трудовых ресурсов между строительством храмов и поддержанием экологии региона, в результате чего резко сохранилась кормовая база населения.
Согласно правилам жанра, в этом месте обычно звучит что-то вроде «люди ушли отсюда, Ангкор поглотили джунгли, он опустел, канул в лету и память о нем стерлась». Но это не совсем так. Люди ушли не все, они и по сей день живут в многочисленных деревнях на территории, ставшей с 1992 года заповедной.
Но о былом величии речи уже не шло. Джунгли занимали оставленные земли, но храмы, монастыри продолжали выполнять свою миссию.
Европейцы знали об Ангкоре еще в XVI веке, но особого интереса эти сведения не вызывали. Известность Ангкор получил во второй половине XIX века, когда Луи Делапорт привез из своей экспедиции поразительные гравюры величественных храмов, поглощенных джунглями. Но лишь в 1907 году началось планомерное изучение блистательного наследия кхмеров, прерываемое войнами — мировой, вьетнамской и гражданскими войнами в Камбодже.
Ну а теперь давайте совершим небольшую экскурсию по одному из самых зрелищных маршрутов в Ангкоре.
Источник
Пусть прозвучит банально, но он прав. Нет, можно привести множество цифр, дат, имен, исторических фактов, тем не менее, это не идет ни в какое сравнение с теми ощущениями, которые возникают, когда ты видишь всё это воочию.
Я уже говорил, что возможность посетить Ангкор стала решающим аргументом в пользу нашей поездки в Таиланд. И я был немало удивлен, когда вдруг оказалось, что половина моих друзей и знакомых ничего не слышали о нем. Поэтому, хоть я и хотел ограничиться показом фотографий, необходимый минимум информации всё же приведу.
В сети об Ангкоре можно найти огромное количество публикаций, как энциклопедического плана, или претендующих на этот статус, так и рассказов счастливцев, побывавших там. Самое замечательное то, что знакомясь с ними, обнаруживается куча противоречий. Поэтому версию можно выбрать любую или состряпать свою. Причина такой ситуации, как мне кажется, кроется в том, что говоря про Ангкор, смешивают разные значения этого термина.
Итак:
- Ангкор - это область Камбоджи, которая была центром Кхмерской империи, процветавшей примерно с IX по XV века. Здесь сохранились руины многочисленных храмов и построек. Специалисты считают Ангкор крупнейшим доиндустриальным центром компактного оседлого проживания на Земле, он раскинулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг. А с 2007 года он раскинулся в два раза шире, потому что применили современные методы и обнаружили то, что маскировалось под естественные ландшафты. В пределах этой области располагались несколько древних столиц Кхмерской империи. В 1992 году Ангкор внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
-
Ангкор-Том – Столица Кхмерской империи в XII —XV вв.
Его постройка началась в 1177 году, в правление Джаявармана VII на месте
разрушенной в результате войны прежней столицы. В привычных терминах
Ангкор-Том – это цитадель, кремль, в плане представляет квадрат,
обнесенный крепостной стеной общей длиной 12 километров. Вокруг стены
заполненный водой ров шириной 100 метров и глубиной 6 метров.
Внутри периметра крепостной стены расположены множество храмов, жемчужиной которых является буддийский храм Байон. - Ангкор-Ват - гигантский индуистский храмовый комплекс, расположенный в километре от Ангкор-Тома, посвящённый богу Вишну. Правильнее сказать, что Ангкор-Том расположен рядом с Ангкор-Ватом, потому что последний построен раньше, в первой половине XII века во время правления короля Сурьявармана II, предшественника Джаявармана VII (см выше). Ангкор-Ват на сегодняшний день является крупнейшим из когда-либо созданных культовых сооружений (занимает площадь в 195 га, представляет в плане прямоугольник со сторонами 1500 на 1300 метров) и одним из важнейших археологических памятников мира.
Войны и разграбление Ангкора вошло в традицию у средневековых государств Индокитая. Особенно преуспели в этом деле соседи-сиамцы. И память об этом глубоко запала в народную кхмерскую душу, выражаясь в чувстве глубокой неприязни. Преемником средневекового Сиама стал современный Таиланд, который и унаследовал это глубокое народное чувство Камбоджи. Неудивительно поэтому, что когда наш камбоджийский гид касался таиландской темы, речь его становилась очень эмоциональной, мало разборчивой и постепенно он вообще переходи на древнекхмерский язык, на котором утверждал, что современным экономическим расцветом Таиланд обязан вывезенным из Ангкора ценностям.
Кстати, последний конфликт между Таиландом и Камбоджой с применением вооруженный сил происходил с 2008 по 2011 год. Объектом конфликта стал приграничный храмовый комплекс Прэахвихеа, а затем спор распространился и на другие приграничные храмы. Можно говорить о войне за обладание духовными святынями, однако…
По оценкам некоторых специалистов, храмовый комплекс Прэахвихеа может стать «вторым Ангкором» в рамках туриндустрии. А туризм и связанные с ним сегменты экономики стали вторым после доходов от экспорта текстиля источником валютных поступлений, и составляет до 40% ВВП Камбоджи. Конфликт был остановлен решением ООН, оставившем спорные территории за Камбоджой.
Но вернемся в Ангкор. В 1431 году кхмеры в очередной раз отвоевали Ангкор у сиамцев, но восстанавливать уже не стали, а перенесли столицу в Пномпень. Есть разные версии такого решения. Одна из них – истощение каменоломен, где добывали латерит, основной строительный материал, который применялся при возведении храмов Ангкора. По другой версии, в результате стремления правителей кхмерской империи перещеголять своих предшественников в грандиозности храмового строительства, был нарушен баланс в распределении трудовых ресурсов между строительством храмов и поддержанием экологии региона, в результате чего резко сохранилась кормовая база населения.
Согласно правилам жанра, в этом месте обычно звучит что-то вроде «люди ушли отсюда, Ангкор поглотили джунгли, он опустел, канул в лету и память о нем стерлась». Но это не совсем так. Люди ушли не все, они и по сей день живут в многочисленных деревнях на территории, ставшей с 1992 года заповедной.
Но о былом величии речи уже не шло. Джунгли занимали оставленные земли, но храмы, монастыри продолжали выполнять свою миссию.
Европейцы знали об Ангкоре еще в XVI веке, но особого интереса эти сведения не вызывали. Известность Ангкор получил во второй половине XIX века, когда Луи Делапорт привез из своей экспедиции поразительные гравюры величественных храмов, поглощенных джунглями. Но лишь в 1907 году началось планомерное изучение блистательного наследия кхмеров, прерываемое войнами — мировой, вьетнамской и гражданскими войнами в Камбодже.
Ну а теперь давайте совершим небольшую экскурсию по одному из самых зрелищных маршрутов в Ангкоре.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий