Когда был основан Торжок, доподлинно неведомо. Первое же письменное упоминание говорит о том, что в 6647
году город взял походя Юрий Долгорукий, направляясь воевать Новгород из
Суздаля. В пересчете на петровское времяисчисление, историки относят
основание города на рубеж X—XI веков. Торжок находился на южной
границе Новгородской республики и выполнял роль торговой базы, что и
нашло своё отражение в названии. Кстати, второе название города – Новый
Торг. Поэтому когда вы в рекламах услышите что-то связанное с
Новоторжской ярмаркой, знайте, что это имеет непосредственное отношение к
Торжку. И, хоть за городом закрепилось название Торжок, его жителей
называют до сих пор новоторжцами.
Погружение в новоторжскую самобытность мы начали с осмотра деревянной Старовознесенской церкви. Расположенная на высоком правом берегу Тверцы, протекающей через город, церковь обещала живописные виды. Так бы оно и оказалось, но строительные леса, которые, казалось, срослись с церковью, не давали духу воспарить над прозой бытия.
Первое упоминание о Старовознесенской церкви относится к 1653 году. Потом храм неоднократно ремонтировался, перестраивался, даже переносился. Поэтому то, что сейчас скрыто лесами, относится ко времени последней реконструкции в 1883. Тогда же храм был переосвящен в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
Совсем рядом находится Борисоглебский монастырь. Туда мы и отправляемся согласно заранее утвержденному плану.
Новоторжский Борисоглебский монастырь – старейший в Тверской области. Народная молва относит его основание к 1038 году, когда некий боярин Ефрем в знак протеста против убийства Святополком братьев Бориса и Глеба, покинув мирское, основал здесь обитель. А в официальных ведомостях впервые упомянут монастырь был во время царствования Ивана Грозного.
Пройдемся по территории монастыря.
Вот тот самый Борисоглебский Собор, построенный по проекту Н.А. Львова, который сравнивают с одноименным храмом в Старице.
За Борисоглебским Собором церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы - самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Храм возведен в XVII веке на месте сожженной поляками древней деревянной церкви.
С другой стороны от Борисоглебского Собора отреставрированный участок монастырской стены ограничивают Свечная Башня
и надвратная церковь Спаса Нерукотворного с колокольней.
Однако, согласитесь, какое разительное отличие состояния новоторжского Борисоглебского монастыря от Старицкого Успенского. Признаюсь, у меня сразу закралось подозрение, что в этом как-то замешано государство.
Так оно и оказалось: возрожденный в 1993 году мужской монастырь делит сейчас территорию с Государственным Историко-этнографическим музеем. До этого в течение 50 лет с 1925 года здесь была тюрьма строгого режима, потом лечебница для алкоголиков, а уже потом Историко-Этнографический музей. Музей и начал работы по реставрации и восстановлению территории монастыря.
За небольшую денежку можно подняться на колокольню надвратной церкви. Внутри – остатки росписи и следы неспешной реставрации,
а с колокольни – весь Торжок как на ладони.
Следующим по плану у нас был осмотр исторической части города с сохранившейся застройкой 18-19 века. Однако, как потом оказалось, этот день выдался самым холодным в период постновогодних морозов. Не удивительно, что народ категорически отказался выходить из машины, а снабдив соответствующими полномочиями, отправили на осмотр и фотодокументирование меня. Каким-то образом мне удалось соблазнить супругу, поэтому нас высадили двоих.
Хватило нас ненадолго. Перемещались мы быстро и хаотично. Тем не менее, поняли, что дух минувших времен здесь витает.
А это тот самый самородок, архитектор Львов, который здесь, кажется, построил всё.
Отогревшись посредством плотного обеда, обязательной компонентой которого стали Пожарские котлеты, изобретенные здесь, в Торжке, мы осознали, что световой день вполне еще позволяет продолжить реализацию нашего плана.
А следующей у нас была усадьба Василёво. Когда-то она принадлежала дяде архитектора Н.А. Львова, поэтому он здесь настроил от души, по-родственному (конец XVIII века). К сожалению, из построек сохранился только один валунный мост, но приехать сюда стоит хотя бы только для того, чтобы его увидеть. Это здесь.
Погружение в новоторжскую самобытность мы начали с осмотра деревянной Старовознесенской церкви. Расположенная на высоком правом берегу Тверцы, протекающей через город, церковь обещала живописные виды. Так бы оно и оказалось, но строительные леса, которые, казалось, срослись с церковью, не давали духу воспарить над прозой бытия.
Первое упоминание о Старовознесенской церкви относится к 1653 году. Потом храм неоднократно ремонтировался, перестраивался, даже переносился. Поэтому то, что сейчас скрыто лесами, относится ко времени последней реконструкции в 1883. Тогда же храм был переосвящен в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.
Совсем рядом находится Борисоглебский монастырь. Туда мы и отправляемся согласно заранее утвержденному плану.
Новоторжский Борисоглебский монастырь – старейший в Тверской области. Народная молва относит его основание к 1038 году, когда некий боярин Ефрем в знак протеста против убийства Святополком братьев Бориса и Глеба, покинув мирское, основал здесь обитель. А в официальных ведомостях впервые упомянут монастырь был во время царствования Ивана Грозного.
Пройдемся по территории монастыря.
Вот тот самый Борисоглебский Собор, построенный по проекту Н.А. Львова, который сравнивают с одноименным храмом в Старице.
За Борисоглебским Собором церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы - самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Храм возведен в XVII веке на месте сожженной поляками древней деревянной церкви.
С другой стороны от Борисоглебского Собора отреставрированный участок монастырской стены ограничивают Свечная Башня
и надвратная церковь Спаса Нерукотворного с колокольней.
Однако, согласитесь, какое разительное отличие состояния новоторжского Борисоглебского монастыря от Старицкого Успенского. Признаюсь, у меня сразу закралось подозрение, что в этом как-то замешано государство.
Так оно и оказалось: возрожденный в 1993 году мужской монастырь делит сейчас территорию с Государственным Историко-этнографическим музеем. До этого в течение 50 лет с 1925 года здесь была тюрьма строгого режима, потом лечебница для алкоголиков, а уже потом Историко-Этнографический музей. Музей и начал работы по реставрации и восстановлению территории монастыря.
За небольшую денежку можно подняться на колокольню надвратной церкви. Внутри – остатки росписи и следы неспешной реставрации,
а с колокольни – весь Торжок как на ладони.
Следующим по плану у нас был осмотр исторической части города с сохранившейся застройкой 18-19 века. Однако, как потом оказалось, этот день выдался самым холодным в период постновогодних морозов. Не удивительно, что народ категорически отказался выходить из машины, а снабдив соответствующими полномочиями, отправили на осмотр и фотодокументирование меня. Каким-то образом мне удалось соблазнить супругу, поэтому нас высадили двоих.
Хватило нас ненадолго. Перемещались мы быстро и хаотично. Тем не менее, поняли, что дух минувших времен здесь витает.
А это тот самый самородок, архитектор Львов, который здесь, кажется, построил всё.
Отогревшись посредством плотного обеда, обязательной компонентой которого стали Пожарские котлеты, изобретенные здесь, в Торжке, мы осознали, что световой день вполне еще позволяет продолжить реализацию нашего плана.
А следующей у нас была усадьба Василёво. Когда-то она принадлежала дяде архитектора Н.А. Львова, поэтому он здесь настроил от души, по-родственному (конец XVIII века). К сожалению, из построек сохранился только один валунный мост, но приехать сюда стоит хотя бы только для того, чтобы его увидеть. Это здесь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий