На Большом Заяцком острове расположено самое большое на Соловецком архипелаге скопление таинственных северных лабиринтов. Соловецкий музей-заповедник регулярно организует сюда экскурсии.
Около церкви Андрея Первозванного, поставленной здесь, на Большом Заяцком острове, еще Петром Первым в 1702 году и дошедшей до нас практически в первозданном виде, нас встретил сотрудник музея.
После вступительного рассказа об Андреевском ските, которое экскурсанты слушали в пол-уха, группа наконец-то ступила на деревянные мостки, проложенные по маршруту наилучшим образом, как посчитало руководство музея-заповедника, демонстрирующему одну из величайших загадок истории – таинственные северные лабиринты.
Нетерпение в группе нарастало. Вопросы начались, еще не доходя до лабиринтов, на что экскурсовод вяло отвечал, мол, подождите, сейчас подойдем и он всё расскажет.
В принципе, его можно понять: очевидно, у экскурсии есть какой-то сценарий, по которому информация выдается по мере развития сюжета и подтверждается демонстрацией артефактов. Это я так думал.
На деле же оказалось несколько иначе: сценария не было, а рассказ больше походил на разоблачение ВСЕГО, что до сих пор говорилось и писалось о лабиринтах, и подвел он к выводу, что о лабиринтах ничего не известно. Народ такой информационный тупик не устраивал, точнее, его форма, и вопросы не прекращались. В конце-концов наш гид в мир тайн не выдержал и произнес загадочную фразу: «Что вы всё спрашиваете! Вы слушайте, а то мы не уложимся в отведенное время и я не заработаю того, что должен». Народ заткнулся, осмысливая эту сентенцию, но ропот не утих. А экскурсовод воспользовался тем, что кто-то из группы обратился к нему на английском и на продолжительное время стал недоступен для соотечественников.
Но у меня был вопрос, который вот уже 8 лет не давал мне покоя.
Тогда мы путешествовали по Кемским шхерам, и на одном из островов я наткнулся на мегалитические сооружения удивительно похожие на столы и расставленные вокруг них стулья. Причем и стол, и стулья были поставлены на каменные ножки-подпорки.
Тогда я был в восторге: как же, обнаружил
мегалитическое сооружение, создание которого на ледник уже точно
списать не получалось. Но сомнения все же были: местные рассказывали,
что был у них шутник-тракторист, который любил бульдозером что-нибудь
эдакое из булыжников соорудить. К тому же, недалеко от того места, где я
нашел эти «столы», была заброшенная стоянка артели заготовителей
морской капусты… Так что версия о современном происхождении «столов»
имела право на существование.
И вот, улучив момент, задал мучивший меня все эти годы вопрос специалисту. Ответ отправил меня в нокаут: «Острова Кемских шхер относятся к Карелии, а Соловецкий музей-заповедник находится на территории Архангельской области, поэтому ничего сказать не могу». И я тоже заткнулся.
Спасибо Природе-матушке, не дала пасть духом и разувериться в добром и вечном.
Да и положа руку на сердце, должен сказать, что рассказ о лабиринтах вообще и о Соловецких в частности помог все же структурировать разрозненные сведения.
И так, кратко.
Символ лабиринта известен на всех континентах, кроме Австралии. Датировка позволяет предположить, что культ лабиринта распространялся по миру с Севера Европы, из Ботнического залива Балтийского моря, на юго-восток.
После того, как стали появляться сведения о том, что многие древние мегалитические сооружения имеют явную привязку к астрономическим явлениям и объектам, появилась версия о том, что и соловецкие лабиринты ни что иное, как древняя обсерватория. Автор гипотезы даже приехал на Соловки для её проверки, но быстро догадался, что об астрономических наблюдениях в период незаходящего летнего Солнца говорить нет смысла (доказано, что все неолитические поселения на Соловках были летними).
Сейчас общепризнанно считать, что лабиринты имеют культовое назначение и являются составной частью ритуалов в системе верований первобытного человека. Но вот какая именно роль им отводилась – это тайна, скрытая тысячелетиями.
Впервые версию о принадлежности лабиринтов культу мертвых выдвинул историк и этнограф Н.Н. Виноградов, который занимался их исследованием во время ссылки на Соловки. Кстати, самый знаменитый сейчас лабиринт на мысе Лабиринтов Большого Соловецкого острова выложил именно он по схеме одного из реальных лабиринтов.
Около церкви Андрея Первозванного, поставленной здесь, на Большом Заяцком острове, еще Петром Первым в 1702 году и дошедшей до нас практически в первозданном виде, нас встретил сотрудник музея.
После вступительного рассказа об Андреевском ските, которое экскурсанты слушали в пол-уха, группа наконец-то ступила на деревянные мостки, проложенные по маршруту наилучшим образом, как посчитало руководство музея-заповедника, демонстрирующему одну из величайших загадок истории – таинственные северные лабиринты.
Нетерпение в группе нарастало. Вопросы начались, еще не доходя до лабиринтов, на что экскурсовод вяло отвечал, мол, подождите, сейчас подойдем и он всё расскажет.
В принципе, его можно понять: очевидно, у экскурсии есть какой-то сценарий, по которому информация выдается по мере развития сюжета и подтверждается демонстрацией артефактов. Это я так думал.
На деле же оказалось несколько иначе: сценария не было, а рассказ больше походил на разоблачение ВСЕГО, что до сих пор говорилось и писалось о лабиринтах, и подвел он к выводу, что о лабиринтах ничего не известно. Народ такой информационный тупик не устраивал, точнее, его форма, и вопросы не прекращались. В конце-концов наш гид в мир тайн не выдержал и произнес загадочную фразу: «Что вы всё спрашиваете! Вы слушайте, а то мы не уложимся в отведенное время и я не заработаю того, что должен». Народ заткнулся, осмысливая эту сентенцию, но ропот не утих. А экскурсовод воспользовался тем, что кто-то из группы обратился к нему на английском и на продолжительное время стал недоступен для соотечественников.
Но у меня был вопрос, который вот уже 8 лет не давал мне покоя.
Тогда мы путешествовали по Кемским шхерам, и на одном из островов я наткнулся на мегалитические сооружения удивительно похожие на столы и расставленные вокруг них стулья. Причем и стол, и стулья были поставлены на каменные ножки-подпорки.
И вот, улучив момент, задал мучивший меня все эти годы вопрос специалисту. Ответ отправил меня в нокаут: «Острова Кемских шхер относятся к Карелии, а Соловецкий музей-заповедник находится на территории Архангельской области, поэтому ничего сказать не могу». И я тоже заткнулся.
Спасибо Природе-матушке, не дала пасть духом и разувериться в добром и вечном.
Да и положа руку на сердце, должен сказать, что рассказ о лабиринтах вообще и о Соловецких в частности помог все же структурировать разрозненные сведения.
И так, кратко.
О датировке лабиринтов
Кому только ни приписывали создание Соловецких лабиринтов: и неолитическим племенам, обитавшим здесь после отступления ледника, и саамским охотникам, промышлявшим здесь в средние века, и даже Петру Первому, который якобы заставлял матросов флотилии выкладывать их, чтобы бездельем не страдали. Споры прекратились, когда в одной из каменных куч, расположенных около лабиринтов в 70-е годы прошлого века не обнаружили захоронение кремированных останков, по которым и определили возраст культового комплекса: II–Iтысячелетие до новой эры, неолит.Символ лабиринта известен на всех континентах, кроме Австралии. Датировка позволяет предположить, что культ лабиринта распространялся по миру с Севера Европы, из Ботнического залива Балтийского моря, на юго-восток.
О назначении лабиринтов
В настоящее время практически не рассматриваются гипотезы, связывающие лабиринты с хозяйственно-бытовой деятельностью первобытного человека: отказались от мысли, что лабиринты это ловушки для рыбы или макеты ловушек; не подтвердилась версия, что в центре лабиринта, где обычно располагается небольшое сложение булыжников, находится захоронение. Эту версию выдвинул археолог Брюсов в 30-е годы прошлого века и сам же её опроверг, раскопав один из лабиринтов Большого Заяцкого острова и ничего там не обнаружив. Эта раскиданная центральная куча и сейчас лежит как символ проб и ошибок.После того, как стали появляться сведения о том, что многие древние мегалитические сооружения имеют явную привязку к астрономическим явлениям и объектам, появилась версия о том, что и соловецкие лабиринты ни что иное, как древняя обсерватория. Автор гипотезы даже приехал на Соловки для её проверки, но быстро догадался, что об астрономических наблюдениях в период незаходящего летнего Солнца говорить нет смысла (доказано, что все неолитические поселения на Соловках были летними).
Сейчас общепризнанно считать, что лабиринты имеют культовое назначение и являются составной частью ритуалов в системе верований первобытного человека. Но вот какая именно роль им отводилась – это тайна, скрытая тысячелетиями.
Впервые версию о принадлежности лабиринтов культу мертвых выдвинул историк и этнограф Н.Н. Виноградов, который занимался их исследованием во время ссылки на Соловки. Кстати, самый знаменитый сейчас лабиринт на мысе Лабиринтов Большого Соловецкого острова выложил именно он по схеме одного из реальных лабиринтов.
Этот фрагмент сообщения Экскурсии на Соловках - день разочарований
Комментариев нет:
Отправить комментарий