Остров Большая Муксалма знаменит прежде всего своей валунной дамбой, соединяющей его с островом Большой Соловецкий.
Предыстория такова. Во второй половине XVI века игумен Филипп, «дабы не нарушать благолепия» около монастыря, повелел переправить весь монастырский скот на остров Большая Муксалма, ставший монастырской фермой. Всё бы хорошо, да пролив Железные ворота, отделяющий остров от Большого Соловецкого, затруднял сообщение между фермой и монастырем. Шириной около километра, во время штормов он подобен аэродинамической трубе, а приливно-отливные течения достигают скорости 90 км/час. Честно говоря, в такую скорость не очень верится, но вот вычитал где-то…
Долго терпели монахи такие неудобства, аж до XIX века.
А вот здесь опять начинаются нестыковки информации, как и о Соловецком Кремле. Точно помню, что экскурсовод говорил, что дамбу строил инженер из Питера, даже фамилию, кажется, назвал. Приехал он на Соловки где-то в середине XIX века и так проникся монастырской благодатью, что вознамерился соорудить дамбу между Большой Муксалмой и Большим Соловецким островом, дабы улучшить быт монастыря, что и воплотил в жизнь. А потом вообще остался здесь жить. В том виде, который дошел до нас, дамба выглядит после реконструкции в начале ХХ века, когда были проведены работы по её укреплению и сооружению каменных пролетов для циркуляции приливно-отливных течений.
Когда же я отправился в Интернет, чтобы освежить память, то выяснилось, что автором и руководителем работ по возведению дамбы был крестьянин Холмогорского уезда Федор Иванович Соснин, послушник, в 1867 году постригшийся в монахи на Соловках под именем Феоктист. Другой источник поведал, что дамбу построил монах Иринарх (в миру Мишнев Иван Семенович, из крестьян Вологодской губернии), очень «талантливый инженер-самоучка». Короче, истина где-то рядом…
Потом опять же оказалось, что в монастырских хрониках отсутствуют какие-либо записи о строительстве дамбы, из чего одни исследователи делают вывод, что строили её трудники, то есть монахи вроде как и ни при чем, другие же исследователи опять говорят, что дамба существовала до монастыря, и что построили её неведомые предтечи, а монахи лишь обновили кладку…
Но всё это было потом, а тогда я наслаждался сначала пешей прогулкой до Варвариной пристани,... Читайте дальше дальше и смотрите все фото в статье Экскурсии на Соловках. День первый
Предыстория такова. Во второй половине XVI века игумен Филипп, «дабы не нарушать благолепия» около монастыря, повелел переправить весь монастырский скот на остров Большая Муксалма, ставший монастырской фермой. Всё бы хорошо, да пролив Железные ворота, отделяющий остров от Большого Соловецкого, затруднял сообщение между фермой и монастырем. Шириной около километра, во время штормов он подобен аэродинамической трубе, а приливно-отливные течения достигают скорости 90 км/час. Честно говоря, в такую скорость не очень верится, но вот вычитал где-то…
Долго терпели монахи такие неудобства, аж до XIX века.
А вот здесь опять начинаются нестыковки информации, как и о Соловецком Кремле. Точно помню, что экскурсовод говорил, что дамбу строил инженер из Питера, даже фамилию, кажется, назвал. Приехал он на Соловки где-то в середине XIX века и так проникся монастырской благодатью, что вознамерился соорудить дамбу между Большой Муксалмой и Большим Соловецким островом, дабы улучшить быт монастыря, что и воплотил в жизнь. А потом вообще остался здесь жить. В том виде, который дошел до нас, дамба выглядит после реконструкции в начале ХХ века, когда были проведены работы по её укреплению и сооружению каменных пролетов для циркуляции приливно-отливных течений.
Когда же я отправился в Интернет, чтобы освежить память, то выяснилось, что автором и руководителем работ по возведению дамбы был крестьянин Холмогорского уезда Федор Иванович Соснин, послушник, в 1867 году постригшийся в монахи на Соловках под именем Феоктист. Другой источник поведал, что дамбу построил монах Иринарх (в миру Мишнев Иван Семенович, из крестьян Вологодской губернии), очень «талантливый инженер-самоучка». Короче, истина где-то рядом…
Потом опять же оказалось, что в монастырских хрониках отсутствуют какие-либо записи о строительстве дамбы, из чего одни исследователи делают вывод, что строили её трудники, то есть монахи вроде как и ни при чем, другие же исследователи опять говорят, что дамба существовала до монастыря, и что построили её неведомые предтечи, а монахи лишь обновили кладку…
Но всё это было потом, а тогда я наслаждался сначала пешей прогулкой до Варвариной пристани,... Читайте дальше дальше и смотрите все фото в статье Экскурсии на Соловках. День первый
Комментариев нет:
Отправить комментарий