В нашем народном сознании прочно утвердилось мнение, что Индия – страна
чудес. Ну а как же иначе: тюрбаны, сари, слоны, йоги, камасутра… А ни
на что не похожие храмы с фривольными изображениями чуждых богов? Это
сейчас нас трудно чем-то удивить, а раньше рассказы про подобное можно
было за сказки принять. Поэтому хочется лично убедиться.
В Хампи мы были и убедились, что не сказки, а просто чудо. Но два года прошли, и требуется новая порция чудес. И они есть еще в зоне разумной досягаемости из Гоа – три древние столицы княжества Чалукьев в соседнем штате Карнатака.
Чалукья – это династия, правившая с VI по XII век в южных и центральных областях Индии. За 6 столетий династия много чего успела натворить, пока княжество не распалось из-за внутренних проблем. Правда, сведения об этих деяниях косвенные, прямых свидетельств практически не осталось. Но в Лету кануло не всё. Сохранились великолепные храмы.
Специалисты говорят, что во времена правления этой династии появились новые архитектурные стили и технологии храмового строительства. Но я не буду умничать, а просто кратко расскажу и покажу, что увидел чужестранец, неискушенный особенностями индийских традиций.
Дело было так.
Княжества, как и империи, не возникают вот так сразу, они развиваются. Вот и Чалукья начало развиваться из Айхоле. В начале 6 века он назывался Арьяпура, которая и стала столицей со всеми вытекающими отсюда атрибутами, в том числе архитектурными излишествами.
Излишества начались с того, что сначала строители смешали уже сложившиеся архитектурные стили, создав новый, и попутно стали отказываться от устройства скальных и пещерных храмов, введя в моду каменную кладку.
Вот так выглядел один из первых храмов, построенных по новой технологии.
Не очень-то презентабельно, но со временем стиль развился, и сооружения той эпохи теперь признаны шедеврами Индийской храмовой архитектуры.
Во второй половине этого же шестого столетия столицу перенесли в Бадами, в те времена называвшийся Ватапи. С тех пор Айхоле постепенно превращался из столицы в тихий набожный городок, который продолжал неспешно развиваться как духовный центр, и к закату правления династии Чалукьев здесь насчитывалось более сотни храмов. Сейчас Айхоле скорее деревушка, чем город. А древние храмовые сооружения там и сям виднеются среди современных построек хижинного типа.
С точки зрения фортификации, Бадами значительно выигрывает перед Айхоле: храмы и, очевидно, дворцовые сооружения располагались в каменной чаше, окруженные естественными скальными бастионами, а для убедительности еще и крепостной стеной, которая и сейчас местами сохранилась. На господствующих высотах были оборудованы форты. Говорят, еще недавно они были открыты для осмотра, пока какой-то турист оттуда не свалился насмерть.
Интересен и водоём в горной чаше. Некоторые источники утверждают, что он рукотворный, другие – что здесь издревле обитало некое чудовище. С последней версией перекликается легенда о живших когда-то на его берегах двух братьях-дэвах (нечисть, по-нашему). Развлекались они тем, что один из братьев превращался в жареного ягненка, а второй предлагал прохожим им откушать. Как только любитель халявы съедал ягненочка, у последнего происходила обратная трансформация, в результате чего халявщика разрывало изнутри на кусочки. Проблему с братьями-дэвами решил один мудрец по имени Агастья. Он поступил радикально: переварил псевдоягнека до того, как тот собрался превращаться обратно.
Но главной диковиной Бадами считают, и по праву, 4 пещерных храма, созданных в период с V по XII века (по другим данным – с 6 по 8). Три из них – индуистские: один посвящен Шиве, два других – Вишну. И один, самый новый, если можно так назвать, джайнский.
Для справки: приверженцы джайнизма – это те, которые метут перед собой метелкой, чтобы ненароком не раздавить какую-нибудь букашку.
Трудно поверить, но большая часть скальных барельефов дошла через столетия до наших дней неизменной, и трудно представить, как полторы тысячи лет назад мастера могли вытачивать такие изящные узоры и тонкие линии?
Третий город, благодаря которому о государстве Чалукьев еще вспоминают – Паттадакал. Формально он не был столицей, но по факту вполне может так называться, потому что создавался и функционировал как придворный храмовый комплекс. Располагался он примерно на полпути от Айхоле до Бадами, расстояние между которыми чуть больше 50 километров.
Паттадакал можно считать квинтэссенцией становления нового архитектурного стиля: здесь сосредоточены истоки стиля, его развитие и вершина. В 1987 году храмовый комплекс Паттадакал занесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.
Всего комплекс включает 9 храмов. Но той самой вершиной, шедеврами, считают два: храм Вирупакши и Малликарджуна. Заказчиками были женщины, королевы, наверное поэтому они такие роскошные, сплошь украшенные резьбой по камню и барельефами.
Пожалуй, вышесказанного достаточно, чтобы понять, о чем идет речь. Поэтому прервусь и просто покажу, как всё это выглядит. Фотографий получилось много, поэтому предлагаю смотреть в формате слайдфильма.
Вскоре после распада княжества Чалукьев, на его земли, как и на бОльшую часть Индии, с огнем и мечем пришел ислам. Как это водится, при этом святыни поверженной религии подлежали уничтожению. Индуистские храмы стали разрушать. Но вскоре завоеватели поняли, что занятие это очень трудоемкое. Однако, достаточно осквернить святыни, чтобы народ перестал их считать таковыми. Поэтому стали осквернять: ломали лингамы, уродовали изображения богов и творили другие непотребства.
Оскверненный лингам
И таки добились своего. Храмы перестали быть местом поклонения. И сейчас пещеры Бадами, храмовые комплексы Паттадакала и Айхоле, облагороженная их часть – музеи. Те сооружения, которые не удосужились чести стать экспонатами, а их ну очень много, используются под хозяйственные нужды, в качесте мест для тусовок или пустуют.
Каким-то чудом иноверцы пропустили храм Вирупакши в Паттадакале: не разрушили установленный в нем лингам и гигантскую статую священного быка Нанди, Поэтому храм Вирупакши - действующий.
Вход на музейную территорию платный. Территория охраняется полицией, вооруженной дубинками и охотничьими ружьями.
Наверное, для защиты туристов от диких обезьян.
Пожалуй, на этом пора остановиться, а то начну рассказывать о том, как я пытался разобраться в пантеоне индуистских богов.
Источник
В Хампи мы были и убедились, что не сказки, а просто чудо. Но два года прошли, и требуется новая порция чудес. И они есть еще в зоне разумной досягаемости из Гоа – три древние столицы княжества Чалукьев в соседнем штате Карнатака.
Чалукья – это династия, правившая с VI по XII век в южных и центральных областях Индии. За 6 столетий династия много чего успела натворить, пока княжество не распалось из-за внутренних проблем. Правда, сведения об этих деяниях косвенные, прямых свидетельств практически не осталось. Но в Лету кануло не всё. Сохранились великолепные храмы.
Специалисты говорят, что во времена правления этой династии появились новые архитектурные стили и технологии храмового строительства. Но я не буду умничать, а просто кратко расскажу и покажу, что увидел чужестранец, неискушенный особенностями индийских традиций.
Дело было так.
Княжества, как и империи, не возникают вот так сразу, они развиваются. Вот и Чалукья начало развиваться из Айхоле. В начале 6 века он назывался Арьяпура, которая и стала столицей со всеми вытекающими отсюда атрибутами, в том числе архитектурными излишествами.
Излишества начались с того, что сначала строители смешали уже сложившиеся архитектурные стили, создав новый, и попутно стали отказываться от устройства скальных и пещерных храмов, введя в моду каменную кладку.
Вот так выглядел один из первых храмов, построенных по новой технологии.
Не очень-то презентабельно, но со временем стиль развился, и сооружения той эпохи теперь признаны шедеврами Индийской храмовой архитектуры.
Во второй половине этого же шестого столетия столицу перенесли в Бадами, в те времена называвшийся Ватапи. С тех пор Айхоле постепенно превращался из столицы в тихий набожный городок, который продолжал неспешно развиваться как духовный центр, и к закату правления династии Чалукьев здесь насчитывалось более сотни храмов. Сейчас Айхоле скорее деревушка, чем город. А древние храмовые сооружения там и сям виднеются среди современных построек хижинного типа.
С точки зрения фортификации, Бадами значительно выигрывает перед Айхоле: храмы и, очевидно, дворцовые сооружения располагались в каменной чаше, окруженные естественными скальными бастионами, а для убедительности еще и крепостной стеной, которая и сейчас местами сохранилась. На господствующих высотах были оборудованы форты. Говорят, еще недавно они были открыты для осмотра, пока какой-то турист оттуда не свалился насмерть.
Интересен и водоём в горной чаше. Некоторые источники утверждают, что он рукотворный, другие – что здесь издревле обитало некое чудовище. С последней версией перекликается легенда о живших когда-то на его берегах двух братьях-дэвах (нечисть, по-нашему). Развлекались они тем, что один из братьев превращался в жареного ягненка, а второй предлагал прохожим им откушать. Как только любитель халявы съедал ягненочка, у последнего происходила обратная трансформация, в результате чего халявщика разрывало изнутри на кусочки. Проблему с братьями-дэвами решил один мудрец по имени Агастья. Он поступил радикально: переварил псевдоягнека до того, как тот собрался превращаться обратно.
Но главной диковиной Бадами считают, и по праву, 4 пещерных храма, созданных в период с V по XII века (по другим данным – с 6 по 8). Три из них – индуистские: один посвящен Шиве, два других – Вишну. И один, самый новый, если можно так назвать, джайнский.
Для справки: приверженцы джайнизма – это те, которые метут перед собой метелкой, чтобы ненароком не раздавить какую-нибудь букашку.
Трудно поверить, но большая часть скальных барельефов дошла через столетия до наших дней неизменной, и трудно представить, как полторы тысячи лет назад мастера могли вытачивать такие изящные узоры и тонкие линии?
Третий город, благодаря которому о государстве Чалукьев еще вспоминают – Паттадакал. Формально он не был столицей, но по факту вполне может так называться, потому что создавался и функционировал как придворный храмовый комплекс. Располагался он примерно на полпути от Айхоле до Бадами, расстояние между которыми чуть больше 50 километров.
Паттадакал можно считать квинтэссенцией становления нового архитектурного стиля: здесь сосредоточены истоки стиля, его развитие и вершина. В 1987 году храмовый комплекс Паттадакал занесен ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.
Всего комплекс включает 9 храмов. Но той самой вершиной, шедеврами, считают два: храм Вирупакши и Малликарджуна. Заказчиками были женщины, королевы, наверное поэтому они такие роскошные, сплошь украшенные резьбой по камню и барельефами.
Пожалуй, вышесказанного достаточно, чтобы понять, о чем идет речь. Поэтому прервусь и просто покажу, как всё это выглядит. Фотографий получилось много, поэтому предлагаю смотреть в формате слайдфильма.
Вскоре после распада княжества Чалукьев, на его земли, как и на бОльшую часть Индии, с огнем и мечем пришел ислам. Как это водится, при этом святыни поверженной религии подлежали уничтожению. Индуистские храмы стали разрушать. Но вскоре завоеватели поняли, что занятие это очень трудоемкое. Однако, достаточно осквернить святыни, чтобы народ перестал их считать таковыми. Поэтому стали осквернять: ломали лингамы, уродовали изображения богов и творили другие непотребства.
Оскверненный лингам
И таки добились своего. Храмы перестали быть местом поклонения. И сейчас пещеры Бадами, храмовые комплексы Паттадакала и Айхоле, облагороженная их часть – музеи. Те сооружения, которые не удосужились чести стать экспонатами, а их ну очень много, используются под хозяйственные нужды, в качесте мест для тусовок или пустуют.
Каким-то чудом иноверцы пропустили храм Вирупакши в Паттадакале: не разрушили установленный в нем лингам и гигантскую статую священного быка Нанди, Поэтому храм Вирупакши - действующий.
Вход на музейную территорию платный. Территория охраняется полицией, вооруженной дубинками и охотничьими ружьями.
Наверное, для защиты туристов от диких обезьян.
Пожалуй, на этом пора остановиться, а то начну рассказывать о том, как я пытался разобраться в пантеоне индуистских богов.
Источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий