Как-то в начале мая возвращались мы домой
после гостевого визита к маме в Орехово-Борисово. Дело было к вечеру,
но еще светло, погода чудесная, и решили от метро Орехово до метро
Царицыно пройти пешком через Царицынский парк.
Решили и пошли.
Вспомнили, что одно из первых наших свиданий прошло именно здесь, на руинах Большого Царицынского Дворца.
Но в тот вечер к Дворцу не пошли, а
решили прогуляться по берегу Верхнего Царицынского пруда. Кстати,
разрешение на гуляние благородной публике в Царицынском парке выдал
Александр 1. А до этого нельзя было, ибо частная собственность
императорской фамилии. Тогда и началось преображение пришедшего в полное
запустение и одичание парка усадьбы Царицыно.
При упоминании Царицыно никаких ассоциаций, кроме как с Екатериной 2, Баженовым и Казаковым не возникает. Между тем, парковая зона усадьбы в том виде, в котором она дошла до нас, появилась стараниями Петра Валуева, начальника «Кремлёвской экспедиции строений», и Ивана Еготова, ученика Баженова и Казакова, с 1803 года являвшегося директором «Кремлёвской чертёжной экспедиции». Они творчески переработали и реализовали планировку пейзажного парка.
А мы тем временем подошли к Храму Цереры – богине плодородия, расположенному на самой границе парка.
Построил его Еготов в 1805 году на месте
обветшалого деревянного баженовского строения. Как оно выглядело -
неизвестно. Считается, что расположение храма не случайно: якобы здесь,
устроившись в «шалаше», Екатерина 2 наблюдала за праздником сенокоса,
который организовал для неё Григорий Потемкин. Праздник проходил вот на
этих косогорах.
С тем праздником связано и посвящение парковой постройки Церере.
От Храма Цереры по ступенькам спускаемся к пруду,
прямо к Русалочьему острову с аркой-руиной.
Здесь потребуется небольшое отступление. Угодья, ставшие впоследствии Царицыным, известны с 16 века. Ими владели последовательно Годуновы, Стрешневы, Голицыны. Петр 1 конфисковал имение у Голицына за его поддержку Софьи и подарил молдавскому господарю Кантемиру за его помощь в Полтавской битве. И уже у Кантемиров угодья выкупила Екатерина 2. То есть земли были обжитые и какие-то землеустроительные работы проводились. Так, каскад прудов практически сформировался еще при Стрешневых, а в 18 веке на Верхнем пруду появились насыпные острова.
В том числе и Русалочий. При перепланировке парка Еготов разделил остров протокой и соорудил над ней арку в виде руины. Эту арку еще называли Русалкиными воротами.
Русалочий остров считался одним из самых романтических уголков усадьбы. Представьте, вы плывете вдвоем на лодке по протоке, с берегов свисают ветви плакучей ивы, а из-под арки открывается вид на павильон «Нерастанкино», название которого является, очевидно, производной от «не расстанешься» …
Еще его зазывают Храм меланхолии — видимо, из-за особой лиричности раскрывающихся здесь пейзажных сцен.
Соорудить здесь павильон предложил Валуев «для отдохновения посетителей» в связи с устройством публичных гуляний в Царицыне, а Еготов развил идею, объединив в проекте в единую зрительную композицию павильон «Нерастанкино» и Русалочий остров, для чего был расчищен склон от павильона к поляне у пруда.
Бросаем прощальный взгляд на Русалочий остров и идем дальше.
Метров через сто напротив искусственного островка, к дорожке с высокого борта долины сбегает просека, в конце которой еще один павильон - Миловида. Опять же понятно: название происходит от словосочетания «милый вид».
«Миловида» возведена в 1803 (или 1804) году и заменила собой пришедший в ветхость прежний деревянный павильон Баженова. Однако баженовская постройка хоть и находилась на той же перспективе, но располагалась ближе к берегу, на нижней террасе холма. Ко временам Баженова восходит и пасторальное название павильона.
Чуть дальше - воссозданные лодочные пристани в их исторических местах, определенных по результатам археологических исследований — катания на лодках в XIX веке были очень популярны у отдыхавших в Царицыне.
От пристани со сфинксами сквозь деревья просматриваются баженовский Малый Дворец на вершине холма-пирамиды, и башни Большого Дворца.
Холм-пирамида унаследован Царицыным от усадьбы Кантемиров.
А мы переходим дамбу, построенную в 18 веке и отделяющую Верхний Царицынский пруд от Среднего, и по мосту (современному) переходим на с-образный остров.
Остров насыпной, появился уже в период владения усадьбой Екатериной 2. Точно его назначение неизвестно, но есть легенда, что на этом острове в 1775 году князь Григорий Потёмкин устроил фейерверк в честь императрицы, сопровождавшийся салютом из трофейных турецких пушек. Во время восстановительных работ в Царицыно в 2005-2007 острову вернули исторические очертания, а в его заливе устроили цветомузыкальный фонтан, самый большой в Москве.
В этот раз мы пришли рановато, цветомузыка еще не работала. Но раньше видели – весьма приятное зрелище.
Ждать не стали, пошли на метро. От фонтана два шага до станции Царицыно.
Еще фото Царицыно здесь
Решили и пошли.
Вспомнили, что одно из первых наших свиданий прошло именно здесь, на руинах Большого Царицынского Дворца.
При упоминании Царицыно никаких ассоциаций, кроме как с Екатериной 2, Баженовым и Казаковым не возникает. Между тем, парковая зона усадьбы в том виде, в котором она дошла до нас, появилась стараниями Петра Валуева, начальника «Кремлёвской экспедиции строений», и Ивана Еготова, ученика Баженова и Казакова, с 1803 года являвшегося директором «Кремлёвской чертёжной экспедиции». Они творчески переработали и реализовали планировку пейзажного парка.
А мы тем временем подошли к Храму Цереры – богине плодородия, расположенному на самой границе парка.
От Храма Цереры по ступенькам спускаемся к пруду,
прямо к Русалочьему острову с аркой-руиной.
Здесь потребуется небольшое отступление. Угодья, ставшие впоследствии Царицыным, известны с 16 века. Ими владели последовательно Годуновы, Стрешневы, Голицыны. Петр 1 конфисковал имение у Голицына за его поддержку Софьи и подарил молдавскому господарю Кантемиру за его помощь в Полтавской битве. И уже у Кантемиров угодья выкупила Екатерина 2. То есть земли были обжитые и какие-то землеустроительные работы проводились. Так, каскад прудов практически сформировался еще при Стрешневых, а в 18 веке на Верхнем пруду появились насыпные острова.
В том числе и Русалочий. При перепланировке парка Еготов разделил остров протокой и соорудил над ней арку в виде руины. Эту арку еще называли Русалкиными воротами.
Русалочий остров считался одним из самых романтических уголков усадьбы. Представьте, вы плывете вдвоем на лодке по протоке, с берегов свисают ветви плакучей ивы, а из-под арки открывается вид на павильон «Нерастанкино», название которого является, очевидно, производной от «не расстанешься» …
Еще его зазывают Храм меланхолии — видимо, из-за особой лиричности раскрывающихся здесь пейзажных сцен.
Соорудить здесь павильон предложил Валуев «для отдохновения посетителей» в связи с устройством публичных гуляний в Царицыне, а Еготов развил идею, объединив в проекте в единую зрительную композицию павильон «Нерастанкино» и Русалочий остров, для чего был расчищен склон от павильона к поляне у пруда.
Бросаем прощальный взгляд на Русалочий остров и идем дальше.
Метров через сто напротив искусственного островка, к дорожке с высокого борта долины сбегает просека, в конце которой еще один павильон - Миловида. Опять же понятно: название происходит от словосочетания «милый вид».
«Миловида» возведена в 1803 (или 1804) году и заменила собой пришедший в ветхость прежний деревянный павильон Баженова. Однако баженовская постройка хоть и находилась на той же перспективе, но располагалась ближе к берегу, на нижней террасе холма. Ко временам Баженова восходит и пасторальное название павильона.
Чуть дальше - воссозданные лодочные пристани в их исторических местах, определенных по результатам археологических исследований — катания на лодках в XIX веке были очень популярны у отдыхавших в Царицыне.
От пристани со сфинксами сквозь деревья просматриваются баженовский Малый Дворец на вершине холма-пирамиды, и башни Большого Дворца.
Холм-пирамида унаследован Царицыным от усадьбы Кантемиров.
А мы переходим дамбу, построенную в 18 веке и отделяющую Верхний Царицынский пруд от Среднего, и по мосту (современному) переходим на с-образный остров.
Остров насыпной, появился уже в период владения усадьбой Екатериной 2. Точно его назначение неизвестно, но есть легенда, что на этом острове в 1775 году князь Григорий Потёмкин устроил фейерверк в честь императрицы, сопровождавшийся салютом из трофейных турецких пушек. Во время восстановительных работ в Царицыно в 2005-2007 острову вернули исторические очертания, а в его заливе устроили цветомузыкальный фонтан, самый большой в Москве.
В этот раз мы пришли рановато, цветомузыка еще не работала. Но раньше видели – весьма приятное зрелище.
Ждать не стали, пошли на метро. От фонтана два шага до станции Царицыно.
Еще фото Царицыно здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий