четверг, 17 мая 2012 г.

Иосифо-Волоцкий монастырь, его основатель и РПЦ

  Этот пост на LiRu в комментариях вызвал дискуссию по поводу отношения к современной политике администрации РПЦ и о толковании отдельных терминов.
Иосифо-Волоцкий монастырь мне уже довелось посетить в прошлом году, но тогда мы ограничились обходом монастырской стены и купанием в монастырском пруду.
Сразу скажу, что  описывая ту поездку, совершил фундаментальную ошибку, когда преподобного Иосифа, основателя монастыря, назвал «нестяжателем».
На самом деле с «нестяжателями» он боролся, и победа над ними явилась одним из  основополагающих  факторов становления РПЦ в том виде, в каком мы её знаем.
Что и обеспечило преподобному Иосифу  почет и уважение. 

Иосиф Волоцкий стоял у истоков объединения духовной и светской власти: он выдвинул теорию божественного происхождения великокняжеского престола, что способствовало укреплению идеологических позиций русского самодержавия.  Кстати, одним из проявлений единения церкви и государства явилось требование Иосифа, наряду с преданием анафеме со стороны церкви,  подвергнуть еретиков наказанию со стороны великого князя посредством сожжения оных на костре. Что и было выполнено.
Нужно заметить, что спор «нестяжателей»и  иосифлян сводился  к вопросу об отношении церкви к собственности и был лишь эпизодом в борьбе Иосифа Волоцкого против «ереси жидовствующих».
«Нестяжатели» проповедовали аскетизм, отказ от любой формы собственности в рамках церкви, в том числе на земли, крестьян и недвижимость. Их доктрина: отказ от мирского и служение Богу.
Иосифляне же отстаивали право церкви на владение всем этим.
С первого взгляда понятно, что бОльшую симпатию вызывает позиция «нестяжателей», особенно в свете последних скандалов вокруг РПЦ. Но не всё так просто в этом мире.
Сам Иосиф, ярый борец с «нестяжательством», был «гол как сокОл». Весь доход, который приносили земли, принадлежащие Иосифо-Волоцкому монастырю (в те времена, просто Свято-Успенский монастырь), шел на благотворительность: содержание сиротского приюта, больницы, поддержки неимущих…  А был этот доход немалым ,ибо, благодаря высочайшему авторитету монастыря и его основателя, постриг здесь считали за честь многие сильные мира сего. А принимая постриг, они передавали свое имущество или его часть в монастырское владение.
И вот здесь уже есть повод задуматься, а что же правильнее: отрешенное от мира служение Богу скрупулезным соблюдением  церковных обрядов или активное участие в светской жизни посредством несения добра от имени Бога?
Беда в том, что добро, как и всё в мире, относительно, а тем более – мера добра, которую нужно нести. Мера, понятно, имеет денежный эквивалент. И соблазн перераспределения меры всегда присутствует.
Преподобный Иосиф Волоцкий канонизирован в святые не только за заслуги перед Православной церковью, но и за беззаветное, бескорыстное служение Богу, творя добро от его имени. Об уникальности такой жизненной позиции говорит и тот факт, что Иосиф долгое время провел в поисках того монастыря, в котором он мог бы реализовать свои устремления, но так и не нашел. Именно поэтому он и основал свой собственный монастырь, со своим монастырским уставом.
Вот ведь, какое длинное предисловие оказалось. А ведь хотел всего-то несколько фотографий показать… Да, многословие – это зло. Дальше буду краток.
Иосиф Волоцкий (1439-1515г.г.) основал монастырь в 1479 году
Иосифо-Волоцкий монастырь/3673959_1 (700x464, 129Kb)
Иосифо-Волоцкий монастырь. Вокруг монастыря три пруда. Пруды рукотворные, вырыты монахами.
Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря/3673959_2 (700x464, 302Kb)
Успенский собор – строительство завершено в1696 году. На его месте стоял первый каменный храм монастыря.
Успенский собор и церковь Богоявления Иосифо-Волоцкого монастыря/3673959_3 (700x464, 142Kb)
Успенский собор и церковь Богоявления (слева) – самое древнее сооружение на территории монастыря, построена в 1530 году (из других источников – в 1504).
Инок/3673959_4 (700x464, 180Kb)
С колоннады Успенского собора хорошо просматривается практически вся территория монастыря.
Германова башня Иосифо-волоцкого монастыря/3673959_5 (700x464, 177Kb)
Германова башня, в ней отбывал заточение Максимилиан Грек, один из идеологов движения «нестяжателей». Вообще, в монастыре много деятелей и светских, и духовных отбывали наказание.
Кузнечная башня Иосифо-Волоцкого монастыря/3673959_6 (700x464, 181Kb)
Вид на Кузнечную башню Иосифо-Волоцкого монастыря.
Служба/3673959_8 (700x464, 221Kb)
Служба в Успенском соборе.

Монастырский сад/3673959_9 (700x464, 263Kb)
Монастырский сад.
Некрополь Успенского собора/3673959_10 (700x464, 200Kb)
Некрополь у стен Успенского собора. Кстати, где-то на территории монастыря захоронен Малюта Скуратов.  Здесь же покоится теща Пушкина, имение которой Ярополец находится неподалеку.
Кошка/3673959_11 (700x464, 152Kb)
Вот такая монастрырская приживалка, я просто не смог пройти мимо: много раз слышал о кошках с разноцветными глазами, но увидел впервые.
Иосифо-Волоцкий монастырь одним из первых возвращён Русской Православной Церкви 15 мая 1989 года указом М.С. Горбачева. С 1999 года монастырь имеет статус  ставропигиального (дословно с греческого - крестовоздвиженский). Этот статус присваивается православным  монастырям или любым другим церковным учреждениям, подчинённым непосредственно патриарху или синоду.