Этот пост на LiRu в комментариях вызвал дискуссию по поводу отношения к современной политике администрации РПЦ и о толковании отдельных терминов.
Сразу скажу, что описывая ту поездку, совершил фундаментальную ошибку, когда преподобного Иосифа, основателя монастыря, назвал «нестяжателем».
На самом деле с «нестяжателями» он боролся, и победа над ними явилась одним из основополагающих факторов становления РПЦ в том виде, в каком мы её знаем.
Что и обеспечило преподобному Иосифу почет и уважение.
Иосиф Волоцкий стоял у истоков объединения духовной и светской власти: он выдвинул теорию божественного происхождения великокняжеского престола, что способствовало укреплению идеологических позиций русского самодержавия. Кстати, одним из проявлений единения церкви и государства явилось требование Иосифа, наряду с преданием анафеме со стороны церкви, подвергнуть еретиков наказанию со стороны великого князя посредством сожжения оных на костре. Что и было выполнено.
Нужно заметить, что спор «нестяжателей»и иосифлян сводился к вопросу об отношении церкви к собственности и был лишь эпизодом в борьбе Иосифа Волоцкого против «ереси жидовствующих».
«Нестяжатели» проповедовали аскетизм, отказ от любой формы собственности в рамках церкви, в том числе на земли, крестьян и недвижимость. Их доктрина: отказ от мирского и служение Богу.
Иосифляне же отстаивали право церкви на владение всем этим.
С первого взгляда понятно, что бОльшую симпатию вызывает позиция «нестяжателей», особенно в свете последних скандалов вокруг РПЦ. Но не всё так просто в этом мире.
Сам Иосиф, ярый борец с «нестяжательством», был «гол как сокОл». Весь доход, который приносили земли, принадлежащие Иосифо-Волоцкому монастырю (в те времена, просто Свято-Успенский монастырь), шел на благотворительность: содержание сиротского приюта, больницы, поддержки неимущих… А был этот доход немалым ,ибо, благодаря высочайшему авторитету монастыря и его основателя, постриг здесь считали за честь многие сильные мира сего. А принимая постриг, они передавали свое имущество или его часть в монастырское владение.
И вот здесь уже есть повод задуматься, а что же правильнее: отрешенное от мира служение Богу скрупулезным соблюдением церковных обрядов или активное участие в светской жизни посредством несения добра от имени Бога?
Беда в том, что добро, как и всё в мире, относительно, а тем более – мера добра, которую нужно нести. Мера, понятно, имеет денежный эквивалент. И соблазн перераспределения меры всегда присутствует.
Преподобный Иосиф Волоцкий канонизирован в святые не только за заслуги перед Православной церковью, но и за беззаветное, бескорыстное служение Богу, творя добро от его имени. Об уникальности такой жизненной позиции говорит и тот факт, что Иосиф долгое время провел в поисках того монастыря, в котором он мог бы реализовать свои устремления, но так и не нашел. Именно поэтому он и основал свой собственный монастырь, со своим монастырским уставом.
Вот ведь, какое длинное предисловие оказалось. А ведь хотел всего-то несколько фотографий показать… Да, многословие – это зло. Дальше буду краток.
Иосиф Волоцкий (1439-1515г.г.) основал монастырь в 1479 году
Успенский собор – строительство завершено в1696 году. На его месте стоял первый каменный храм монастыря.
Германова башня, в ней отбывал заточение Максимилиан Грек, один из идеологов движения «нестяжателей». Вообще, в монастыре много деятелей и светских, и духовных отбывали наказание.
Вид на Кузнечную башню Иосифо-Волоцкого монастыря.
Монастырский сад.
Некрополь у стен Успенского собора. Кстати, где-то на территории монастыря захоронен Малюта Скуратов. Здесь же покоится теща Пушкина, имение которой Ярополец находится неподалеку.
Вот такая монастрырская приживалка, я просто не смог пройти мимо: много раз слышал о кошках с разноцветными глазами, но увидел впервые.
Комментариев нет:
Отправить комментарий