Нам повезло: мы вернулись из поездки в Таиланд за 3 дня до
объявления КВ-19 пандемией. Живы-здоровы и поездка удалась!
Обстановка диктует на некоторое время (надеюсь) изменить
формат путешествий на виртуальные. Поэтому предлагаю вам фото-видео экскурсию в
древнюю столицу Таиланда Аюттхаю.
Старые полуразрушенные храмы в виде початка кукурузы
с резными ажурными стенами, остатки древних стен из красного кирпича, почерневшие
буддистские ступы – наследие древней цивилизации кхмеров и начало новой
буддистской переплелись в период расцвета в этом городе. И обезглавленные
статуи Будды, покрытые черной патиной времени – свидетельства безжалостного
разрушения. Хоть город и имеет статус
объекта «мирового культурного наследия» ЮНЕСКО, туристов здесь не много.
А для тайцев Аюттхайя – священный город, где зародилась государственность, традиции
и национальные особенности народа.
Я не стану описывать что, как, зачем и почему, и что из
этого получилось. При желании всё это можно найти и в Интернете. Но вот о
Таиланде в целом расскажу.
Готовясь к экскурсионной программе по историческим местам,
меня не покидало ощущение какой-то …недосказанности в геополитической истории Таиланда,
которую подают туристам в путеводителях. Чего-то явно не хватает.
Прежде всего, почему «Таиланд»? Официально это название
появилось в 1939 году после государственного переворота. До того в ходу был Сиам, но от него отказались (после
переворота), считая навязанным европейцами. Учитывая бесконечные межплеменные
разборки на полуострове, с Таиландом соотносят следующие исторические названия
существовавших ранее государств: Сукхотай, Аюттайя, Тхонбури, Раттанакосин. И
вдруг – Таиланд.
Логичным было предположить, что название связано с
наименованием одного из местных племен. Но история говорит, что территория
современного Таиланда издревле была ареной выяснения отношений кхмеров,
титульной нации Камбоджи, и монов, одной из народностей Бирмы (сейчас Мьянмы). Ни о каких тайцах
здесь и слыхом не слыхивали.
До 12 века. Вот тогда, под натиском монголов, сюда хлынули с
севера беженцы, племена таи. До того они жили-не-тужили (насколько это возможно
в средневековье) в Южных провинциях Китая и в процессе естественной миграции, пока
моны и кхмеры выясняли, кто круче, потихоньку просачивались на спорную
территорию. Ассимилируясь, они сначала создали лояльную базу перед массовым переселением соплеменников, пока
не стали явно преобладать как численно, так и ментально. И начали киТайцы
консолидироваться.
Скоро слово сказывается, да не быстро дело делается. Появились
города, зоны влияния, а там и до квази-государств дело дошло. Естественно
тайских, хоть и находящихся в вассальной зависимости от Ангкора (Камбоджи), на
стороне которого в то время оказалась военная удача в противостоянии с Бирмой.
Удача удачей, но противостояние ослабило обе империи: и
монов, и кхмеров. И как-то в 1238 году таи взбунтовались и объявили
независимость в рамках северо-западной кхмерской провинции. Главный по статусу
таец подарил самому крутому сподвижнику Банг Кланг Хао (это имя) город Сукхотай.
Последний объявил себя королем, взял санскритское имя Си Индрадитья и принялся расширять границы подаренного Сукхотая. В
итоге к концу века, уже при втором его сыне, Сукхотай из города перерос в
государство, достигая на востоке берегов Меконга, а на западе — побережья Андаманского
моря. Это было первое тайское государство. Правда, на этом его величие, а
вскоре и государственность, закончились.
Страна Сукхотай развивалась по стандартам феодального
общества: земли раздавались в удел наследникам, приближенным. В результате
вскоре образовались куча удельных княжеств, враждующих друг с другом, да и
внешние «доброжелатели» никуда не делись.
Что интересно, целью военных кампаний того времени были
вовсе не территориальные притязания, а захват ресурсов, рабов и обложение
данью. При этом государство-вассал как бы оставалось независимым.
В одной из западных провинций уже рыхлого Сукхотая к власти
пришел некий китайский торговец У-Тхонг, зарекомендовавший себя и на
общественном поприще. Вскоре он, как водится, объявил себя королем Раматхибоди I. Став королем, он основал в 1350 году новую столицу,
город Аюттхая (в другой транскрипции Аюттайя), и активно занялся
законотворчеством: объявил все земли государства собственностью правителя,
определил порядок уплаты налогов, права и обязанности сословий, а главное – разработал
порядок учета всего и контроля над всем. Заодно он и границы государства расширял
как за счет всех тайских земель, так и населенных монами соседних территорий.
Кстати, государство называлось Аютия. Правда, в некоторых
источниках государство называют, как и столицу, Аюттхайя, хотя можно встретить
и другие созвучные наименования. Но это не суть. Главное в том, что именно с
основания Аютхаи ведет отсчет своей истории государство Таиланд.
С XV в. Аютия превратилась в одно из крупнейших государств
Индокитая; даже Камбоджа была его вассалом.
Аютайский период истории Таиланда продлился с 1350 до 1767
года. За это время страной правили 35 королей, по древним легендам к 1700 г. в городе жили
более миллиона человек, и до разрушения бирманской армией в 1767 этот город был
крупнейшим на Земле.
И так, в 1767 году столица была полностью разрушена бирманцами.
Король Таксин не стал восстанавливать город и перенёс столицу в Тхонбури, а позже Рама I (урожденный Прайя
Чакри, основатель нынешней правящей династии) перенёс её в Бангкок.
Ну вот, теперь всё стало на свои места.
Комментариев нет:
Отправить комментарий