Мои прабабушка и бабушка по маминой
линии были глубоко верующими, строго соблюдали церковные каноны и
ритуалы. Поэтому и я, когда гостил у них в детстве и отрочестве,
оказывался в информационном поле православия, что, несомненно, нашло
своё отражение в моих отношениях к религии. Например, если я вдруг
оказываюсь в церкви, то непременно первым делом ищу икону Николая
Чудотворца, чтобы поставить у неё свечку. Почему так? Не знаю: может,
потому, что он был наиболее почитаемым святым в доме, а может, потому,
что мне тогда больше всех нравилась его икона в домашнем иконостасе. Вот
она.
Святитель Николай Угодник Мирликийский
Сейчас эта икона хранится у меня.
Естественно, такое моё отношение к Николаю Чудотворцу чисто подсознательное: ни его биографии, ни о его деяниях я не удосужился разузнать, а упоминаемое иногда вместе с его именем определение «мирликийский» я воспринимал, как набор букв, видимо имеющий какое-то значение в церковной иерархии.
Поэтому, собираясь в экскурсионный тур в Турцию по древней Ликии, я никак не связывал программное посещение церкви Святого Николая в Демре с образом Николая Чудотворца. И даже всерьез рассматривал возможность сбежать из группы на время посещения церкви, чтобы посмотреть древние скальные гробницы ликийских царей. Благо, находились они всего в какой-то паре километров от храма.
Но уже на месте, трезво оценив ситуацию, от коллектива решил не отрываться.
А в какой-то момент информационные пазлы сложились в картинку, и я вдруг понял, что церковь, включенная в программу тура, имеет непосредственное отношение к тому самому Николаю Чудотворцу и стоит на месте его погребения.
Скажу сразу: посещение храма вызвало у меня интересные ощущения и эмоциональные, и физические. Я долго искал им определение и. пожалуй, наиболее точно это ощущение можно охарактеризовать как благостное. Что стало его источником, сказать затрудняюсь: то ли аура намоленного места (здесь еще до христианской церкви стоял храм Артемиды),
то ли прохлада, которую хранят толстые каменные стены, в то время, как снаружи одуряющая жара,
то ли на первый взгляд незначительные свидетельства повседневной жизни наших далеких предков.
Гида нашего турецкого я практически не
слушал, а старался увидеть, ощутить. Полагал, что уж о церкви Святителя
Николая всё узнаю в Интернет. А напрасно: Интернет, как всегда, предоставил витиеватую смесь фактов и домыслов об истории храма на тему «как оно могло быть».
Справедливости ради следует отметить, что небылицы о храме, да и о Святителе Николае, появились не по злому умыслу, а от великой любви и уважения к святому. Но это не делает вымысел или домысел истиной.
Мало того, как говаривал Мюллер Штирлицу: «Маленькая ложь рождает большое недоверие» со всеми вытекающими последствиями.
Существование такой проблемы понимают и в Церкви, поэтому стараются отделять зерна от плевел. Даже наука такая есть, агиография называется.
Агиография (описание святых) – церковная дисциплина, изучающая жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. (Википедия). Наряду с традиционным изучением письменных источников, сейчас агиография широко использует данные, полученные в результате современных методов исследования.
А теперь вернёмся к церкви Святого Николая Угодника в Демре и проведем своё маленькое агиографическое исследование, а то уж больно сильно прочитанное отличается от увиденного.
Демре – современный небольшой городок на юге Турции, недалеко от места, где когда-то был древний портовый город Мира (или Миры). Предположительно Мира возникла в Vвеке до н.э. на территории Ликии, за свою историю познала взлеты и падения, но геополитический статус всегда имела высокий. А в V веке н.э. стала столицей Ликийской провинции в составе Византийской империи.
С 300 по … где-то так до 345 год н.э., до своей кончины, епископом Мир Ликийских и был Святитель Николай (так вот что означает Мирликийский!).
Достоверно известно, что Византийский император Юстиниан после сильнейшего землетрясения 529 года организовал восстановление некоего сооружения на месте погребения Святителя Николая (гробницы или часовни) и воздвиг базилику. Впоследствии базилика неоднократно достраивалась и ремонтировалась из-за разрушений после землетрясений и военных действий.
Окончательно архитектурный облик церкви практически в том виде, как его можно увидеть сейчас, сложился стараниями императора Константина Мономаха и жены его Зои, о чем свидетельствует выбитая на стене церкви надпись (1042 год). И все же последнее слово осталось за Российской Империей: в 1858 году начались масштабные работы по восстановлению Православной святыни, но разразившаяся русско-турецкая война 1877-1878 г.г. не позволила завершить грандиозные планы.
Поэтому сейчас не вызывает сомнения то факт, что Святитель Николай никогда не служил в этой церкви.
Читать дальше
Святитель Николай Угодник Мирликийский
Естественно, такое моё отношение к Николаю Чудотворцу чисто подсознательное: ни его биографии, ни о его деяниях я не удосужился разузнать, а упоминаемое иногда вместе с его именем определение «мирликийский» я воспринимал, как набор букв, видимо имеющий какое-то значение в церковной иерархии.
Поэтому, собираясь в экскурсионный тур в Турцию по древней Ликии, я никак не связывал программное посещение церкви Святого Николая в Демре с образом Николая Чудотворца. И даже всерьез рассматривал возможность сбежать из группы на время посещения церкви, чтобы посмотреть древние скальные гробницы ликийских царей. Благо, находились они всего в какой-то паре километров от храма.
Но уже на месте, трезво оценив ситуацию, от коллектива решил не отрываться.
А в какой-то момент информационные пазлы сложились в картинку, и я вдруг понял, что церковь, включенная в программу тура, имеет непосредственное отношение к тому самому Николаю Чудотворцу и стоит на месте его погребения.
Скажу сразу: посещение храма вызвало у меня интересные ощущения и эмоциональные, и физические. Я долго искал им определение и. пожалуй, наиболее точно это ощущение можно охарактеризовать как благостное. Что стало его источником, сказать затрудняюсь: то ли аура намоленного места (здесь еще до христианской церкви стоял храм Артемиды),
Справедливости ради следует отметить, что небылицы о храме, да и о Святителе Николае, появились не по злому умыслу, а от великой любви и уважения к святому. Но это не делает вымысел или домысел истиной.
Мало того, как говаривал Мюллер Штирлицу: «Маленькая ложь рождает большое недоверие» со всеми вытекающими последствиями.
Существование такой проблемы понимают и в Церкви, поэтому стараются отделять зерна от плевел. Даже наука такая есть, агиография называется.
Агиография (описание святых) – церковная дисциплина, изучающая жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. (Википедия). Наряду с традиционным изучением письменных источников, сейчас агиография широко использует данные, полученные в результате современных методов исследования.
А теперь вернёмся к церкви Святого Николая Угодника в Демре и проведем своё маленькое агиографическое исследование, а то уж больно сильно прочитанное отличается от увиденного.
Демре – современный небольшой городок на юге Турции, недалеко от места, где когда-то был древний портовый город Мира (или Миры). Предположительно Мира возникла в Vвеке до н.э. на территории Ликии, за свою историю познала взлеты и падения, но геополитический статус всегда имела высокий. А в V веке н.э. стала столицей Ликийской провинции в составе Византийской империи.
С 300 по … где-то так до 345 год н.э., до своей кончины, епископом Мир Ликийских и был Святитель Николай (так вот что означает Мирликийский!).
Очень долго существовало мнение, что именно в этой церкви служил Святитель Николай, где и был захоронен.
Однако источники говорят, что Святитель Николай был захоронен вне городских стен в старинном ликийском саркофаге на месте разрушенного языческого святилища, храма Артемитды.Достоверно известно, что Византийский император Юстиниан после сильнейшего землетрясения 529 года организовал восстановление некоего сооружения на месте погребения Святителя Николая (гробницы или часовни) и воздвиг базилику. Впоследствии базилика неоднократно достраивалась и ремонтировалась из-за разрушений после землетрясений и военных действий.
Окончательно архитектурный облик церкви практически в том виде, как его можно увидеть сейчас, сложился стараниями императора Константина Мономаха и жены его Зои, о чем свидетельствует выбитая на стене церкви надпись (1042 год). И все же последнее слово осталось за Российской Империей: в 1858 году начались масштабные работы по восстановлению Православной святыни, но разразившаяся русско-турецкая война 1877-1878 г.г. не позволила завершить грандиозные планы.
Поэтому сейчас не вызывает сомнения то факт, что Святитель Николай никогда не служил в этой церкви.
Читать дальше
Комментариев нет:
Отправить комментарий